Русский Авангард. Эпоха в лицах

Русский Блоггер, Сергей Чалый, 06.03.2018

28 февраля в театре МОСТ прошла премьера спектакля «Русский Авангард. Эпоха в лицах», посвященного поэтам Серебряного века. Эта постановка — важнейшая составляющая совместного проекта театра и двух музеев — музея Владимира Маяковского и Дома-музея Марины Цветаевой под названием «Мост между Цветаевой и Маяковским». В рамках проекта, посвященного 125-летию поэтов, запланированы встречи со зрителями с участием искусствоведов и театральных критиков, познавательные экскурсии по местам, связанным с именами Цветаевой и Маяковского, поэтические чтения. В сентябре планируется провести большую выставку, подготовленную объединенными силами двух музеев.

В спектакле звучат стихи поэтов серебряного века: Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова. Приглушенный свет, венские стулья, полумаски, сигаретный дым, элегантные мужчины и очаровательные женщины, неповторимый голос Вертинского — режиссеру удалось воссоздать если не интерьер, то атмосферу знаменитого арт-подвала «Бродячая собака», где в начале двадцатого века собиралась литературно-артистическая богема Петербурга. В спектакле нет действия в привычном понимании этого слова, но стихи, отрывки воспоминаний выстроены так тонко и прочитаны актерами с такой проникновенный интонацией, что зритель за 70 минут невольно проживает вместе с актерами целую жизнь, начиная со времени расцвета авангарда, наполненного грандиозными планами и светлыми надеждами на обновление в обществе и в искусстве, пройдя через короткий всплеск патриотизма в начале Первой мировой войны, очень быстро сменившийся острой горечью потерь, через яростные бури двух революций к полному разочарованию, краху всех надежд и роковому выстрелу Маяковского в финале.

Хочется отметить игру актеров. Передать мощь и энергетику публичных выступлений Маяковского, нерв и ритмику цветаевского стиха — дорогого стоит. Особая благодарность играющему Александра Вертинского. Именно его вокальные номера собирают очень разные по стилю стихи в единое законченное действие.

Не секрет что талантливое художественное произведение на историческую тему, будь то спектакль или фильм, пробуждает в зрителях интерес к реальным событиям и историческим персонажам. Насколько художественная интерпретация событий отличается от действительности, а художественный образ от реального человека? На эти и другие вопросы зрители могли получить ответ практически из «первых рук» — от научных сотрудников музея Маяковского Галины Антиповой и Дома-музея Цветаевой Марии Степановой на состоявшемся после спектакля первом из ряда запланированных Рublic talk. В обсуждении приняли участие директор театра Маяковского Алексей Лобов и руководитель PR отдела Наталья Стрижкова, директор Дома-музея Цветаевой Елена Жук, директор театра МОСТ Ирина Большакова, художественный руководитель театра Евгений Славутин, актеры и режиссер спектакля Георгий Долмазян. Встречу провела театральный критик Наталья Шаинян. Выступающие произнесли немало теплых слов в адрес создателей спектакля, подчеркнули важность погружения в исторический контекст для понимания поэзии Серебряного века, а благодаря живому участию зрителей с одной стороны и влюбленных в свое дело профессионалов с другой, беседа получилась искренней и эмоциональной, далёкой от академической зауми. В следующий раз спектакль пройдет 21 марта. Всем любителям поэзии рекомендуем.



Возврат к списку