Спектакль «СИРАНО»

Портал РОСКУЛЬТУРА, А. Михайлова, 03.03.08

19 февраля в помещении театра п/р А.Джигарханяна состоялась премьера спектакля «Сирано» — поэтической фантазии на тему знаменитой пьесы Эдмона Ростана в совместной постановке Георгия Долмазяна и Евгения Славутина. Автор поэтического текста — Евгений Славутин — подчеркивает вольность жанра новой постановки словами её главного действующего лица (своего рода девиз-слоган премьеры): «С безумною испанской драмой соединим французский фарс!».

Впрочем, одной двужанровостью «странные сближения» не ограничиваются. Таинственным образом время действия волей режиссера смещается из плоскости дотошно-исторической в некое вневременное пространство «вечной юности», в котором сосуществуют скейтбордисты и кабальеро, гопники и тургеневские девушки, мафиози и лунатики — и всё это подчас в одном лице. Тут и элементы комедии дель-арте, прочитанные юными актерами то как стенд-ап камеди, то как пантомима в стиле джаз-модерн, и классицистический басенный «моралитэ», и воистину безумные игры со смертью эпохи романтизма. Поражает, насколько зрелая по масштабу мысль легко и ненавязчиво подается пока еще не дожившими до финального возраста главных героев исполнителями. К слову сказать, оформление спектакля, как и манера игры (сценограф Евгений Славутин, он же — автор мужских костюмов) отличается нарочитой легкомысленностью. Сначала это царапает (кажется, артисты вышли в чем-то репетиционно-расхлябанном, или, как у Сирано, не по росту, нечаянном, чужом), потом цепляет: Сирано в «коротких штанишках» с трогательной голой шеей в узком в плечах сюртучке под мальчишечьей бравадой и скепсисом, оказывается, носит сердце, способное на подвиг, цена которого — жизнь. И простота тут во всяком случае не хуже воровства, потому что даже ворам этой вселенной подвластно благородство. И этот-то подвиг и это благородство «офранцуженные» беретами мальчишки и девчонки из МОСТа играют настолько искренне, самозабвенно, бросаясь в зал киловаттами нежности, что аплодируешь в итоге именно им, потому что веришь этим — смешным в нелепых костюмах героям — и не думаешь в тот момент, что могли бы, по логике, наверное, быть другие, более исторически точные, психологически тонкие — но не такие живые, знакомые и к финалу спектакля почти что родные люди.

P. S. Для большинства юных исполнителей (в том числе главных ролей) спектакль «Сирано» стал дебютом.



Возврат к спектаклю