Студенческий Союз Диалог, Алиса Родионова, 13.04.2009 г.

«Из зерен печали вырастают колосья радости»
В. С. Шефнер


Каждому из нас хотя бы раз в жизни случалось роптать на свою несчастную судьбу. Поводом для такого рода мыслей могла стать любая неудача. И каждому не раз приходилось успокаивать себя заученной с детства фразой: «всё непременно случается к лучшему» и ждать её доказательств. Поиском таковых озадачился и театр МОСТ: в повести Владимира Шефнера «Счастливый неудачник», по мотивам которого и был поставлен одноимённый спектакль, «падение непременно равняется взлёту». Пролистывая страницы из дневника жизни главного героя действия, «счастливого неудачника»  Виктора Шумейкина, мы можем  убедиться в достоверности и точности этой формулы успеха. Действие происходит в довоенном Ленинграде. На первый взгляд  Витя, он же «просто» автор повествования (Анатолий Сафронихин) — самый обычный мальчик, как и все мальчишки, играющие во дворе, ищущие приключений и дразнящие соседских девчонок. Но на самом деле это не совсем так. Витя — романтичный герой, он мечтателен, наивен, но в тоже время способен на решительные поступки. Любит читать стихи. Его истории о соседских ребятах и их родителях, проникнутые детской честностью, демонстрируют нам, что дети действительно понимают какие-то вещи лучше взрослых. А взрослые, тонущие в повседневных заботах, никак не хотят понимать детей. Они живут по штампам правильного поведения: стечения обстоятельств Витиной жизни кажутся им следствиями его проступков, тем самым выставляя нашего главного героя настоящим неудачником.

На протяжении всего действия, за исключением некоторых сцен, главный герой будто бы восстанавливает в памяти диалоги со своими друзьями, вспоминает, как они выглядели, одевались, их жесты, мимику. При этом он постоянно находится в стороне от них, не смотря напрямик в глаза. Этот приём показывает нам, что всё происходящее на сцене — всего лишь обрывки из памяти, и мы видим детские воспоминания автора его же глазами. Полные надежд, светлые персонажи составляют по кусочкам  его собственную жизнь, влияют на её будущее. И «Шерлохомец» (Егор Никитин), местный «шпион» и проказник, подговоривший Витю пройти по карнизу 3 этажа на соревновании «храбрости» между дворами, и Лиза (Оксана Девятьярова), которую считали «ядовитой змеёй» за её колкости, и его первая любовь Маргарита (Елизавета Каркищенко), с которой они попали в шторм на лодке её брата… Все они и многие другие люди, встретившиеся на его пути, сыграли важную роль в формировании личности главного героя и указали направление его жизненного пути.

Задорная мелодия сопровождает выход каждого актёра на сцену, тем самым будто прерывая мысли главного героя.  Персонажи выходят в моменты самых ярких и чётких воспоминаний Вити. Как брызги красок всевозможных цветов ложатся на полотно, так и актёры в характерных тому времени костюмах, пританцовывая, появляются в центре событий повествования. Несмотря на то, что большинство актёров достаточно молоды, в спектакле очевидно абсолютное вживание в роль. Каждый образ продуман до мелочей, что без особого труда не только переносит нас в атмосферу 30 годов прошлого века, но и помогает прочувствовать характер каждого героя, додумать, чем он увлекается и как относится к жизни.

На сцене почти нет декораций. Они и не нужны – лишняя граница для фантазии. Лишь высокая сквозная белая лестница и яхта «Морж», будто качающаяся на волнах – всё это создаёт ощущение лёгкости и простоты. Невольно чувствуется тёплый летний ветерок и слышится пронзительный крик чаек над водой. Лиричность и романтика парят в воздухе, перемешиваясь с запахами и звуками советских улиц. Мысли складываются в стихи, а стихи ложатся на музыку. Все песни исполняются актёрами вживую, пронзительно, душевно.

Хотя история Вити Шумейкина и полувероятна (но не лишена и автобиографических черт), она не становится менее актуальной. Только спустя много лет Виктор осознаёт, что его детство, в сущности, прошло счастливо и беззаботно. Потом была война, и многих из тех, о ком автор, будучи уже взрослым, вспоминает с улыбкой, он больше никогда не увидел. Необъяснимое чувство вины или совести наполняет сердце во время заключительного монолога главного героя.

Нужно обладать огромным мастерством, чтобы перенести на сцену такое тонкое чувственное произведение, не потеряв ни одной мельчайшей детали. Ведь каждая история, даже рассказанная ребёнком, со временем становится самым настоящим историческим документом, передающим читателям и зрителям время, в котором он жил и взрослел. Спектакль в прошлом году представлял Москву и Московский Университет в частности на фестивалях в Латвии и Белоруссии, где был по достоинству отмечен международным жюри и получил приглашения выступить на других крупнейших театральных площадках мира. С 23 по 30 марта этого года театр МОСТ принимал участие в XV Международном фестивале университетских театров, который ежегодно проводит Университет Сантьяго де Компостела (Галисия, Испания). «Счастливого неудачника» играли сразу в двух городах: в Сантьяго де Компостеле и в Луго. В театре Principal (Сантьяго де Компостела), главной театральной площадки города, построенной еще в 19 веке и рассчитанной на 550 человек — не было свободных мест! И несмотря на языковой барьер (ведь на фестивале были представители из Пуэрто- Рико, Бразилии и Литвы) на поклоне Московский театр наградили продолжительными аплодисментами.



Возврат к спектаклю