Место встречи поколений, времён и людей — МОСТ

Планета Красота, Валерий Бегунов, 20.04.2008
Одна из премьер последнего сезона — «Счастливый неудачник» по повести Вадима Шефнера. Довоенный Ленинград, 30-е годы. Жизнь подростков – сразу и тема, и материал для сюжета, и сам сюжет. Их же невозможно развести и различить: где жизнь становится ступенями взросления парней и девчонок, а где это взросление оборачивается познанием жизни? Славутин вслед за автором не расставляет оценок и акцентов. И современные юные артисты, студенты, ощутив степень доверия режиссера к рефлексии их души, с удовольствием погружаются в ушедшую жизнь.

Да, ее реалии нам уже незнакомы. Но их можно вообразить: потому что переживания героев и их опыт так близки и узнаваемы! Любови и дружбы, в которых личная ревность вытесняется ревностью «команды нашей улицы» к «команде соседнего переулка». Маленькие личные повседневные геройства — ради самоутверждения в глазах друзей и подруг и во мнении взрослых. Тут главного героя и подстерегает неудача в его неуемном подвиге: он не сумел пройти по наружному карнизу на высоте нескольких этажей, что удалось сопернику из другого двора. Грохнулся! Но проиграл ли? Грянула дворовая слава!

Анатолий Сафронихин очень искренне, не всегда умело, но с каким-то очень личным и доверительным отождествлением себя с персонажем раскрывает тему недоумения юноши перед собственным умудрением: в чем же смысл удачи? В том, что смог преодолеть себя — и обнаружил, как дорог другим? Но почему для этого пришлось так экстремально напрячь и свою жизнь, и жизнь других? А без крайностей мы не можем понять и согреть друг друга? Ответа на такие вопросы не бывает. Но в этом и есть ответ: надо просто так, безвозмездно ценить и принимать окружающих: и тех, чья жизнь растаяла в дымке времени и безвестности, и тех, кто сейчас рядом с тобой. Это вот умственное, выводное знание взрослый и седой режиссер Славутин делает личным, душевным опытом — откровением своих молодых актеров и их зрителей.

Возврат к спектаклю