“Нам трудно. Это молодость виной”

Информационный интернет-портал РЕВИЗОР.РУ, Элина Вирон, 14.04.17

12 апреля в театре МОСТ состоялся предпремьерный показ проекта “4 Любы. Оттепель”. Спектакль ознаменовал собой открытие нового направления театра - “МОСТ-ПРОЕКТ” - и подхватил лейтмотив московского фестиваля “Оттепель: лицом к будущему”.

Режиссёр Георгий Долмазян поставил перед собой и перед труппой непростую задачу: найти в теме, к которой кто только не обращался, что-то своё собственное. Во время подготовки к спектаклю постановщиками был поднят и исследован огромный пласт архивного материала.
 
Обращение к документу – одна из главных идей “мультижанрового романа” МОСТа. Но почему создатели новой постановки обозначили своё детище именно так? В чём “мульти”, и где “роман?”
 
Как неожиданно врывается оттепель, так же неожиданно зритель оказывается в самом произведении: со входа в зрительный зал, с первого звонка. Будто присоединяешься к актрисам, которые уже находятся на сцене и невозмутимо смотрят, как в кино, проецируемые на огромный круг легендарные кадры из киноленты “Волга, Волга”. А позже этот круг сыграет роль не только экрана, задника сцены, но и будет полноценным действующим лицом и символом времени (будто спутник, или как Земля: завертится вокруг своей оси, стремительно, со свистом прокручивая, пролистывая дни).

Гармоничное единство (“мульти” - “много”) разных визуальных и аудиальных жанров: видео, фотография, хроники, вырезки из газет, цитаты из официальных постановлений, голос диктора, стихи, музыка, монологи реальных героев, зарисовки сцен обычной жизни.
 
От романа же здесь многоплановость, сложные переплетения: арабески судеб как знаменитых, так и самых простых людей (наших бабушек, прабабушек).
 
Часто, говоря об эпохе “оттепели”, прежде всего вспоминают изменения в политике, прорывы в науке (особенно это актуально 12 апреля), веяния в искусстве того времени. Но студийцы, обращаясь к реальным фактам, стараются не упиваться прошлым, а отходят от рафинированности и слепого возвеличивания. Что останется, если убрать налёт последующих годов? А останутся конкретные люди со своими конкретными, частными историями. В спектакле оживают дневниковые строки, воспоминания. Стремление к очеловечиванию того времени. Но, пожалуй, двадцать первый век добавил всё-таки этим записям излишний пафос и децибелы в прочтении. В самих дневниках больше интимности и если крика, то, скорее, внутреннего, чем натурального, как это изображают на сцене.

Много говорят о том, что Советский Союз – это не особое государственное устройство, режим, не временной промежуток, период в истории, а нечто иное, глубинное, прочно сидящее в умах. И, естественно, действие происходит в духоте под непроницаемым куполом власти, но тем ярче звучит фраза Риммы Казаковой из уст одной героини: “Бесплатный воздух, пахнущий весной”. Она точно характеризует общее настроение той эпохи. 
Приятно видеть, когда актёры близки к своим персонажам, как минимум по возрасту. Вообще в театре царят свежесть, динамичность, дружелюбие. Когда в основе лежит инициативность, а не профессиональные амбиции или прагматизм, это всегда бросается в глаза.
 
“Надежды маленький оркестрик под управлением любви”, - заключительные слова финальной сцены постановки театра МОСТ.

 
Премьера спектакля-перформанса “4 Любы. Оттепель” пройдёт 31 мая.



Возврат к спектаклю