«Маленький лорд Фаунтлерой» театра МОСТ: история доброго сердца

LOCALDRAMAQUEEN, Ольга Шишорина, 3.03.2020

Повесть Френсис Бёрнетт «История маленького лорда Фаунтлероя» – история маленького мальчика Седрика Эррола, внезапно ставшего единственным наследником английского графа. Седрик, мальчик с золотым сердцем и широкой душой, наравне с Полианной, героиней одноименной книги Элинор Портер, уже несколько столетий является примером бескорыстного и искреннего ребенка, чьи порой импульсивные поступки меняют мир и людей в нем к лучшему. «Как мало времени нужно для того, чтобы произошли самые удивительные события!» – эта фраза из книги становится лейтмотивом всего происходящего на сцене.

В театре «МОСТ» постановку «Маленького лорда» осуществил его художественный руководитель Евгений Славутин. Получился легкий красочный детский спектакль, уже отмеченный участием в VIII Международным фестивале спектаклей для детей «ГАВРОШ». Первоначально особенностью спектакля было то, что главного героя играли его сверстники. Сейчас же в паре с участником детской студии театра Платоном Билинкисом Седрика играет и студент Василий Коковин. И пусть ему уже не десять лет, у зрителя не возникает сомнений, что перед ним просто американский мальчишка, добрый, щедрый, улыбчивый.

Сам спектакль сделан максимально просто и понятно для детей. Почти пустая сцена: если на заднике сцены проекция Статуи Свободы, значит мы в Америке, если же появляется вид богатой усадьбы, мы в Англии. Сценки перемежаются короткими интермедиями двух газетчиков, распевающих шутливые куплеты про каждую из стран и весело пританцовывающих под рэгтайм. Зрители же с легкостью следят за перипетиями истории, которую с небольшими сокращениями и упрощениями создатели уместили в два часа. Персонажи упрощены и схематичны, порой до смешного карикатурны. Если в первой части бакалейщик мистер Хоббс, стоя за своей неизменной тележкой, размышляет о графах старой Англии и определяет их зазнайками и снобами, то, конечно же, старый дедушка-граф будет достаточно комичен и карикатурен. Арка героя укладывается в пару сцен, и вот перед нами уже добрый и отзывчивый пожилой мужчина, с легкостью поддающийся влиянию Седрика и открывающий ему свое сердце. Охотники за наследством Дороти и Максимилиан больше похожи на лису Алису и кота Базилио, чем на старающихся сойти за высшее общество англичан. Эти простые формы помогают самым маленьким зрителям воспринять историю и уложить в голове все ее перипетии. Особое наслаждение следить за тем, как дети в зале воспринимают художественные решения спектакля, шутки героев или их внешний вид. Кажется, если бы спектакль был более интерактивным и включал их в диалог, они бы с радостью подсказывали героям как поступить в тот или иной момент.

Хочется верить, что такой схематичный пересказ, наоборот, побудит зрителей спектакля взяться за книгу и узнать все подробности жизни Седрика и его друзей. Тогда они чуть больше узнают про маму Седрика, его друзей и других второстепенных по количеству времени на сцене, но важных персонажей.



Возврат к спектаклю