Белорусский информационный портал «Спутник», Лев Рыжков, Ноябрь 2016
Журналист Sputnik побывал на спектакле московского театра МОСТ "Дорогой Бог!", который через несколько дней будет представлен на фестивале студенческих театров "Тэатральны куфар. БДУ-2016" в Минске.

Одним из самых ожидаемых гостей фестиваля "Тэатральны куфар. БДУ — 2016" станет Московский открытый студенческий театр (МОСТ). Гости из России не в первый раз приезжают в Минск. На том же "Куфаре" спектакли театра уже удостаивались призов и дипломов.

В этом году москвичи везут в Минск постановку "Дорогой Бог!" по мотивам романа французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая дама". Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал на спектакле театра в Москве, пообщался с создателями спектакля и исполнителями главных ролей.

Двенадцать лучших дней Роман французского писателя Э.-Э. Шмитта награжден многими литературными премиями и, возможно, даже является рекордсменом по театральным адаптациям. "Оскара и Розовую даму" ставили в театрах России и Украины. Из российских театральных постановок наиболее известен моноспектакль Алисы Фрейндлих.

Книга рассказывает о последних двенадцати днях жизни умирающего от рака маленького мальчика, которому посоветовали писать письма Богу.

По правде сказать, автор этих строк шел на спектакль с опаской. Да и кого прельстит перспектива прорыдать все выходные? Да еще и если представить, что актер (или актриса) в роли маленького Оскара будет всей силой своего таланта давить на жалость… В общем, в кармане на всякий случай был запас бумажных платочков, которых, в принципе, могло и не хватить.

Но удивление возникло уже в холле театра, где резвились маленькие дети, продавались вкусные пирожные и царила атмосфера праздника. "Нет ли в происходящем диссонанса? Ведь в зале этим детишкам предстоит рыдать", — спросил я у художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Славутина. "Ни малейшего! У нас очень веселый спектакль", — заверил меня Евгений Иосифович, сам отдаленно похожий на доброго волшебника. И вот тут, выражаясь театральным языком, наступила немая сцена. Я просто молчал, пытаясь уложить в голове трагизм текста и его сценическое прочтение. А Евгений Славутин хитро посмеивался. "Мне и роман не нравится, и перевод не нравится", — продолжал шокировать автора этих строк заслуженный деятель искусств.

По мнению режиссера, и то и другое — чудовищно. И он решил сделать альтернативную версию этого романа. По словам Славутина, над текстом очень основательно поработали. Пришлось ввести диалоги, не по одному разу их переписать. А также добавить юмор.

"У нас очень много юмора. А в романе юмора нет. Там все — простая мелодрама. А мы сделали чуть ли не комедию. И спектакль получился не о том, как умирает мальчик, а о двенадцати лучших днях его жизни", — добавил режиссер. Апофеоз без надрыва И действительно, не сочтите за спойлер, но "Дорогой Бог!" оказался одним из самых веселых спектаклей, какие автор этих строк видел в своей жизни. При этом трагическая суть никуда не делась. Несчастный мальчик, как и в оригинале, умирает. Просто те двенадцать дней, которые остались до неминуемого итога, он стремится сделать не пустыми, не посвящать их траурным монологам (как, собственно, и происходит в оригинале).

Нет! Эти дни больной Оскар проживает, что называется, на полную катушку, успевает без грусти попрощаться с друзьями, влюбиться и узнать о любви не только вкус первого поцелуя, но и гораздо более значимые вещи (психологические, не подумайте что!). Успевает помириться с родителями и совершить кое-какие добрые дела для окружающих.

Примерно три четверти зала составляли дети. Они с восторгом хлопали в ладоши, хохотали, участвовали в интерактивных играх. Ну, а в конце — плакали, как без этого. Автор этих строк, хотя и давно выработал иммунитет к слезам, тоже всплакнул. Но слезы эти были не вымучены, не выдавлены, а чисты, прозрачны и символизировали светлую печаль.

Актеров в постановке занято много. Например, труппа юных балерин. Но особо отметить надо исполнителей главных ролей. Во-первых, молодого артиста Георгия Антонова, который сыграл умирающего Оскара без слез, надрыва, заламывания рук, а справился с ролью просто, чисто и естественно. Во-вторых, и, наверное, в главных — заслуженную артистку РФ Людмилу Антонову, игравшую нянечку и сочетавшую в своей игре шутовство и неподдельный трагизм.

Аншлаговый спектакль

После спектакля я пообщался с создателями этого удивительного (чего уж там, теперь можно и так сказать) спектакля. "Бог — это не дядька с бородой и усами, а некое начало в человеке, которое отличает его от скотины. В Москве, где спектакль идет с 2013 года, не было почти никакой рекламы. Но так получилось, что все билеты забронированы аж до октября следующего года. В Минске наш спектакль будет идти в большом зале. Это полезный опыт для нас и шанс для белорусского зрителя увидеть аншлаговую московскую постановку", — сказал Евгений Славутин. В Минске театр МОСТ, по словам его художественного руководителя, очень любят. В первый раз театр приехал в Беларусь в 2007 году со спектаклем "Счастливый неудачник" и получил дипломы за исполнение главной роли, режиссуру и музыку. Годом позже там же спектакль "Сирано" взял гран-при фестиваля — "Большой куфар". В последующие годы представления театра были так или иначе отмечены в номинациях. И "Дорогой Бог!" — очень серьезная заявка на победу. Костяк театральной труппы — учащиеся и выпускники школы актерского мастерства, которая работает тут же, при театре. Обучение длится три месяца. Набор студентов происходит дважды в год, учатся они бесплатно.

"Это студенты из абсолютно разных вузов. Но мы не берем студентов из творческих вузов. Если они учится в "Щуке" (театральном институте им. Б. Щукина — Sputnik) — зачем мне их брать? Мы принимаем людей, которые в основное время осваивают, например, физику. Но при этом у них душа горит, они хотят заниматься театром. Я и сам из таких людей, закончил в свое время мехмат", — объяснил Евгений Славутин.

Студенты, закончившие школу актерского мастерства, не получают никакого сертификата. Где-то пять человек из сорока закончивших остаются работать в театре. Исполнитель главной роли в "Дорогом Боге" Георгий Антонов — как раз из таких энтузиастов. В основное время Георгий работает в офисе, юристом. Мечтает о сценической карьере, которую пока себе позволить не может. "Я закончил юридический факультет во Всероссийской академии внешней торговли. Сюда поступил на втором курсе. Да так и остался. В офисе о том, что я играю в театре, знают. Руководство уже ходило на спектакль. Очень понравилось", — рассказал Георгий.

По мнению Георгия, играть в театре очень полезно. Можно научиться тому, что очень нужно для юриста. Например, умению общаться с людьми. Или умению перевоплощаться.

Исполнительница роли бабушки Розы — заслуженная артистка РФ Людмила Давыдова по-настоящему счастлива работать со студентами. "Я студентов просто обожаю. Это чудесная компания. Здесь нет интриг, как в профессиональном театре. И поэтому очень приятно работать. У наших ребят уже есть значительные работы, в противовес большим артистам, которые почили на лаврах и про себя уже мнят бог знает что", — рассказала артистка. Тропинка в мир Артисты — и те, кто уже был на "Тэатральным Куфаре", и те, кто едет впервые — ждут не дождутся встречи с Беларусью. "В последние годы фестиваль очень сильно расширил свою географию. Приезжают театры даже из Южной Африки, высокий уровень у театра из Филиппин. Поэтому нам очень интересно посмотреть работы других коллективов, себя показать, подружиться, найти контакт. Кстати, после "Куфара" нам открылась дорога в другие страны. Мы съездили в Литву, в Испанию, в Латвию", — рассказал артист Анатолий Сафронихин, специалист театра по международным связям. XIII Международный фестиваль студенческих театров "Тэатральны куфар. БДУ-2016" проходит при информационной поддержке Sputnik Беларусь.





Возврат к спектаклю