Планета Красота, Ольга Игнатюк, 2014

Художественный руководитель театра МОСТ Евгений Славутин сделал собственную инсценировку романа Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая Дама», поставив её со своими юными актёрами в камерном зале своего небольшого театра. Спектакль называется «Дорогой Бог!», и вам не найти в нём ни малейшего сходства с множеством постановок этого романа, так полюбившегося русской сцене.

Не оправдав мелодраматических ожиданий зрителя, знающего печальную историю десятилетнего Оскара, умирающего в больнице от лейкемии, режиссёр придал ей совсем  другую окраску. Поставив сюжет о жизни, а не о смерти.

Этот спектакль прозрачный, почти невесомый и очень лёгкий. Зритель в зале непрерывно улыбается, поскольку ирония — главное свойство действия и всех человеческих отношений. Онкологическая больница для подростков напоминает танцкласс с  гимнастическими станками на белоснежной сцене. Здесь то и дело танцуют стайки невесть откуда взявшихся розовых балеринок; в подражание им танцуют все, кому не лень — и больные, и медсёстры, и врачи — создавая пространство жизни как пространство изящной игры.

Мальчишки в голубых больничных пижамах устраивают ежедневные соревнования тщеславий — в шахматах, боксе, тусовках, спорах и иных мальчишеских затеях. Девчонки в розовых пижамках кокетничают с мальчиками и по-девчоночьи кривляются, затевая собственные игры и интриги. Никто вроде бы и не болеет — а все просто живут, так, как жили бы у себя дома — не забывая меж тем о предстоящих операциях на костном мозге или на сердце, и  ежедневных стационарных процедурах. Первые поцелуи, первые влюблённости, соперничества и ссоры… во всём какая-то общая беспечность. Нет, здесь не печаль больничного угасания, а драйв истинной жизни, которую надо жить, невзирая ни на что, если уж она тебе подарена.

Юный мальчик Оскар, которому после неудавшейся операции осталось жить всего двенадцать дней и который по совету Бабушки Розы стал делать это с усиленной скоростью, ежедневно проживая по десять лет, в самом деле прожил за это время целую человеческую жизнь. Он очень многое успел, переосмыслил и понял, он познал любовь, полюбив чудесную девочку Пегги, и даже успел жениться на ней, ощутив счастье супружества.

Играет его Георгий Антонов. Поначалу он бледный и маленький, с тревожным и неуверенным взглядом, нервным личиком. Но, шагая семимильными шагами по оставшейся ему жизни, он на наших глазах мощно взрослеет. В нём проступает харизма будущего мужчины, напоминающего даже чем-то молодого Марлона Брандо: высокий лоб, нос с горбинкой, усмешка в уголках рта… о да, это лицо мужчины, познавшего тайну жизни — мужчины, которому теперь не страшно умереть.

Конечно, Оскару фантастически повезло: встретить на исходе своих дней такое существо, как Бабушка Роза, ставшая его духовным донором и научившая философскому отношению к происходящему. Людмила Давыдова показала нам женщину с восхитительной духовной силой, полюбившую Оскара и подарившую ему бесценный подарок — школу жизни. Полная куража и бурлящей душевной энергии, она была похожа на неутомимую клоунессу, создающую вокруг себя атмосферу тотального праздника. Она дурачилась, ездила на самокате, кувыркалась и танцевала, увлекая всех за собой, устраивала цирковые эскапады, чайные церемонии, фейерверки и иные чудеса, занималась «борьбой без правил»… и главное, давала Оскару философские уроки жизни, осмысляя с ним понятия Веры, Бога, Жизни и Смерти — понятия, касающиеся всех нас. И благодаря ей Оскар действительно прожил свои последние двенадцать дней как сто двадцать лет. Поскольку, как учила Бабушка Роза, у жизни всё равно нет иного решения, чем просто жить. Вот такой посыл, обращённый ко всем присутствующим — и здоровым, и занемогшим, и выздоравливающим, и даже отчего-то потерявшим желание жить.



Возврат к спектаклю