"Чехов" получил премию "МК"

Московский комсомолец, Александр Мельман, 23 ноября 2016

"МК" вручил театральную премию лучшим актерам и режиссерам России

Лучшая женская роль - у Юлии Высоцкой, человек года - Дмитрий Бертман

День. Улица… 1905 года, дом 7. Фонарь не нужен, и так светло пока. Аптека за углом, пойдем дальше. Премия… Премия!.. Театральная премия газеты «Московский комсомолец». Одна такая, неповторимая. Другой нет. И не ищите. 

Не пафосно. Брутально. Артистично. Легко. Именно так это делается в «МК». И очень, очень быстро. 

На кону фарфоровая тарелка — эксклюзив по спецзаказу и только для лауреатов. Тираж ограничен. И букет цветов. И это еще не все, что «МК» предлагает победителям. Еще — неимоверную свою любовь, смех, слезы, свист, улюлюканье (в хорошем смысле) — за талант. А еще — общую фотографию, традиционную.

Неформальность — так это делается. Талант не вместится ни в какую форму. И не нужно, ведь он свободен.

Ажиотаж, ожидание. Зрителей полный стадион. Они приходят, узнают друг друга, целуются. Зал в ожидании. Все в ожидании.

И вот… На арену выходит заместитель главного редактора «МК» Петр Спектор и театральный обозреватель Марина Райкина. Главный — Павел Гусев — ожидается. А пока он в пробке.

РАЙКИНА. Эту премию мы вручаем в 21-й раз. Как известно, это счастливое очко. Дата произвольна. Я тут узнала (случайно), что сегодня, 23 ноября, День самых красивых женщин.

Все в восторге. Ну да, каждому хочется быть красивой женщиной. Даже если ты мужчина. В каком-то смысле.

Да, еще у нас традиция новоявленная: каждый лауреат может благодарить кого угодно, но Табакова Олега Павловича обязательно. Или необязательно. Просто Табаков — лауреат нашей премии вечный и бесконечный, а значит… Только в этот раз его не было.

Итак, мэтры, полумэтры и начинающие. Начинаем с начинающих. Приз за лучшую женскую роль второго плана получает… Евгений Косарев. Театр Шекспира отдыхает, это «Гроза», Театр имени Евгения Вахтангова.
Обратка произошла в категории «Полумэтры»: за лучшую мужскую роль второго плана наградили Татьяну Орлову, сыгравшую Черткова в «Русском романе», Театр имени Маяковского. Здесь помимо Олега Павловича лауреат поблагодарила, само собой, и Миндаугаса Карбаускиса, режиссера этого действа.

Лучшая женская роль в данной категории досталась Юлии Высоцкой за ее Раневскую в «Вишневом саде», Театр имени Моссовета. Черт возьми, но вот эта победа была особенно приятна. Видно же, как Высоцкая растет прямо на глазах, под четким руководством… ну, вы знаете кого. Ее партнер — Александр Домогаров — в этот момент находится в Китае, и мы туда посылаем ему привет и поздравление с блестящей ролью Гаева.

Кстати, об Андрее Сергеевиче Кончаловском. Лучший спектакль на большой сцене в категории «Мэтры» его, да, тот самый «Вишневый сад». И здесь не стоит скрывать восхищения. Мэтр в отличной форме, в самом соку, причем потолка даже не видно. Кажется, он может абсолютно все и еще немного. В своей лауреатской речи Кончаловский назвал себя подающим надежды. Скромность, безусловно, украшает человека, даже такого. Но в принципе он прав: в театральном мире знаменитый режиссер все еще не свой.

Кроме Олега Павловича благодарили еще Льва Николаевича. Толстого, само собой. Сделала это великолепная актриса Евгения Симонова, сыгравшая Софью Андреевну Толстую в «Русском романе» и разделившая свое чемпионство с блистательной Юлией Борисовой (мадам Катрин Готье, «Возьмите зонт, мадам Готье», Театра имени Вахтангова). К сожалению, Юлия Константиновна не смогла быть на церемонии, она сейчас в больнице. Но прислала телеграмму… с удивлением, что ее отметили не за вклад в театральное искусство, а именно за роль. Еще одна скромность великого таланта.

И вот что еще очень важно: главный режиссер Театра имени Пушкина Евгений Писарев, получивший тарелку за спектакль «Дом, который построил Свифт», сказал: «Без Григория Израилевича Горина ничего этого бы не было». Важнейшие слова. Второй главный в «полумэтрах» — Карбаускис из Маяковки признан за блестящую работу «Русский роман».

В этот раз очень много молодых, дебютантов, авторов проектов. Два лучших спектакля для детей и подростков — «Питер Пэн» (режиссер Александр Коручеков, Театр Вахтангова) и «Своими словами. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов). За всю свою долгую актерскую жизнь впервые получает награду Ирина Апексимова за проект «Открытая репетиция» на Таганке. А Дмитрий Брусникин и Виктория Авдеева отмечены за проект «Инклюзивный театр» (для слепоглухих людей). Театр «Мост» и Георгий Долмазян. Евгения Крегжде и Вера Панфилова. Сергей Женовач страшно расстроен — не смог вырваться на церемонию: иллюзионист, который делает работу для будущего спектакля «Мастер и Маргарита», дал для репетиции только 23 ноября.

Человеком года стал Дмитрий Бертман. Он сделал это! Построил-таки свою «Геликон-оперу». Сам Бертман сейчас в Монреале, заседает на конкурсе в жюри, и на сцену вышла его мама: «Да, у меня такая профессия — мама Бертмана. Вы не представляете себе, как ему дался этот театр. Вот возвращается он вечером домой и тут звонит крановщица: «Дима, приезжай, без тебя тут ничего не получится». И он едет на стройку в ночь. Но знаете, строители тоже стали поклонники «Геликон-оперы». Как-то приходит комиссия, ищет прораба. «А у них прогон, — отвечают. — Нет никого, все в театре».

А потом приехал Павел Гусев. И получилась вот эта фотография, которую вы видите на первой странице газеты. «Ведь это не последняя премия, — заметил Гусев. — Она будет всегда». Пока будет жив театр и наша газета.



Возврат к спектаклю