Самый молодой — самый старый

Театрал, Елена Александровская, Декабрь, 2005

В 2006 году легендарному Студенческому театру МГУ исполняется 250 лет. С одной стороны, это старейший театр Москвы, а с другой стороны, один из самых молодых театральных коллективов нашей страны. С 1980 года театром руководит заслуженный деятель искусств Евгений Славутин.

— Наш театр сегодня — это в основном студенческий коллектив, в котором учатся актерскому мастерству и выступают перед студенческой зрительской аудиторией более сотни молодых людей, страстно влюбленных в свой легендарный Студенческий театр МГУ, которому в новом, 2006 году исполняется целых 250 лет. Страшно произносить вслух эту грандиозную цифру! Только представьте себе, в 1756 году, на следующий год после открытия Московского университета, в его стенах тогдашние студенты набрались смелости и организовали первый публичный общедоступный театр в Москве и 26 января сыграли свой первый спектакль по пьесе французского драматурга Ле Грана «Новоприезжие». Именно эту дату можно считать днем рождения московского театра! Мало того, уже в 1757 году при театре Московского университета открывается первая в России театральная школа! Сам Виссарион Григорьевич Белинский, будучи студентом, работал в университетском театре простым суфлером! Сейчас в театре творят молодые люди, полные надежд, полные веры в свое будущее. Это театр дебютов! Два раза в год он открывает свои двери тем, кто хочет в нем учиться актерскому мастерству.

К этому юбилею театр готовится уже два года! Мы решили поставить что-нибудь грандиозное, непосильное для обычного драматического театра и поэтому остановили свой выбор на мюзикле. В результате невероятных, титанических усилий была осуществлена постановка музыкального проекта «Аэропорт», в котором занята почти вся актерская, вокальная и танцевальная труппа театра в количестве более 60 человек!

— А был ли у вас раньше опыт постановки музыкальных спектаклей?

— Скажу больше, я не представляю себе Студенческий театр сегодня без музыки и поэзии. И поэтому все его спектакли в той или иной степени и музыкальные, и поэтические! Первым моим опытом создания мюзикла была работа над авангардной пьесой болгарского драматурга Ивана Радоева «Бензоколонка». В главных ролях в нем тогда дебютировали студентка второго курса философского факультета Ирина Богушевская и студент второго курса механико-математического факультета Алексей Кортнев. Вскоре в театре была образована музыкальная студия, возглавить которую я пригласил выпускников географического факультета — Георгий Васильев и Алексей Иващенко, — известных всем как дуэт «Иваси». Результатом их работы в студенческом театре стала постановка мюзикла по сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» с участием Алексея Кортнева, Ирины Богушевской, Валдиса Пельша, Сергея Чекрыжова и Паши Мордюкова. Поэтому не случайно, когда писался мюзикл «Норд-Ост», Георгий Васильев и Алексей Иващенко пригласили именно Сергея Чекрыжова сделать к нему оркестровые аранжировки. Когда в театре была образована музыкальная группа «Несчастный случай», с ее участием были поставлены два рок-мюзикла — «Межсезонье» и «Сад идиотов» — по песням Алексея Кортнева. Позже в жанре музыкального кабаре я поставил спектакль «Синие ночи ЧК», с которым Студенческий театр объехал весь мир — Америка, Англия, Германия, Финляндия и Чехословакия! Наконец Алексей Кортнев и Ирина Богушевская снова встретились на сцене Студенческого театра в общей работе над мюзиклом «Зал ожидания». Как видите, «мюзикловый бум» в Студенческом театре начался больше двадцати лет назад!

— 25 января в ГЦКЗ «Россия» пройдет юбилейный вечер театра, что войдет в программу?

— В первой части вечера мы решили показать современную труппу Студенческого театра в музыкальном проекте «Аэропорт», в котором в этот вечер примут участие и наши звезды – Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Валдис Пельш и Александр Данко, который также начинал свою певческую карьеру у нас в театре. Во второй части вечера на сцену выйдут те, кто стоял у его основания, когда он фактически заново был открыт в 1958 году Роланом Антоновичем Быковым, с приходом которого начинается современная история Студенческого театра МГУ.

— Мы говорим Студенческий театр — подразумеваем театр МОСТ, мы говорим МОСТ, подразумеваем Студенческий театр. Расскажите о взаимодействии этих двух организаций.

— Студенческий театр МГУ прошел несколько этапов своего развития. 250 лет назад это был любительский коллектив, существовавший на пожертвования, которые, кстати, были достаточно внушительными, так как за короткий срок в театре образовался довольно большой гардероб, с которого начиналась впоследствии «материальная часть» Петровского театра, предшественника Большого и Малого театров. Уже в наше время, в 1958 году Р. А. Быков преобразовал студенческий театральный коллектив в Студенчески театр МГУ. С этого момента он стал, по сути, высокопрофессиональным, самоокупаемым, постоянно действующим театром. В 1958 году, когда Студенческий театр праздновал сорокалетие своего возрождения, его основатель Р. А. Быков (хочу заметить, что в этот вечер Ролан Антонович последний раз вышел на сцену) высказал мысль, что художественный уровень театра позволяет ему стать полноправным московским театром. Ректор МГУ В. А. Садовничий на встрече с руководством театра высказал ту же мысль. Тогда мы обратились к правительству Москвы с предложением создать на базе Студенческого театра МГУ Московский Открытый Студенческий Театр (МОСТ) со статусом государственного учреждения культуры. Наше обращение получило горячую поддержку со стороны ведущих театральных деятелей Москвы — Олега Ефремова, Марка Захарова, Юрия Соломина и Александра Калягина. И вот, наконец, в декабре 1999 года был открыт театр МОСТ, а Студенческий театр МГУ стал его творческим ядром.



Возврат к спектаклю