Мария Самсонова: что делать, если ребёнок хочет стать артистом?

12.03.2019

Когда родители слышат, что ребенок хочет стать артистом, часто они прикладывают все усилия, чтобы избежать такой перспективы. Почему не стоит запрещать заниматься театральным искусством и как занятия по актёрскому мастерству помогают детям в школе, рассказывает преподаватель учебной студии и режиссёр детских спектаклей театра МОСТ Мария Самсонова.

Мама, я буду актрисой! Как реагировать родителям?

Если ребёнок хочет стать артистом, то в первую очередь нужно понять, почему вдруг ему в голову пришла эта чудесная мысль. Если от того, что его одноклассник ходит в актёрскую студию и говорит, что это "очень круто", то, может, через какое-то время желание отпадет само собой. Если же решение ребенка принято осознанно — ему нравится выступать на публике, "примерять" на себя разные роли — стоит к нему прислушаться. В любом случае ограничивать ребенка в выборе нежелательно: как известно, чем больше запрещаешь, тем больше хочется. Лучше попробовать и отказаться, чем всю жизнь потом грустить, что так никогда и не попробовал.

Важно понимать, актёр или актриса — это крайне сложная профессия, у которой помимо "одной стороны медали" — восхищений и аплодисментов, есть "вторая" — ежедневная, порой очень сложная работа. И важно, чтобы ребенок понял это: понял, что перед каждым выступлением на сцене он должен 1000 раз повторить текст или отрепетировать сцену, при этом 999 раз из них услышать, что это очень плохо и он всё делает не так; понял, что за любой подготовкой актёра стоит огромный труд — это не только репетиции, но и изучение материала, над которым работаешь.

Например, когда мы ставили с детьми из учебной студии спектакль "Тимур и его команда", им нужно было понять, что в те времена, когда происходит действие пьесы, не было ни интернета, ни мобильной связи, ни даже телефонов в каждом доме. И если человек потерялся, то узнать, где он находится и что с ним случилось, было крайне сложно. Оставалось только ждать и надеяться. Понимание контекста и эпохи расширяет кругозор детей, дает им возможность точнее сыграть ту или иную роль.

Занятия по актёрскому мастерству помогают детям в школе?

Для любого родителя немаловажно, чтобы занятия, которые посещает их ребенок, были полезны в жизни. Что дают занятия по актерскому мастерству? Во-первых, они снимают зажимы и помогают ребенку научиться работать с аудиторией, научиться говорить, правильно распределяя акценты — а это повышает шансы быть услышанным. Такому ребенку становится не страшно читать стихи наизусть перед всем классом или отвечать у доски, потому что он умеет не просто рассказывать, а общаться с аудиторией, при этом понимает, как себя вести, если перед ним маленькая группа или 100 человек.

Во-вторых, любые театральные занятия дают детям немного другое видение жизни. Они воспринимают мир несколько иначе, чем их сверстники, становятся внимательнее и наблюдательнее. Ведь чтобы сыграть волнение, нужно понаблюдать, как ведет себя человек, когда волнуется. В процессе подготовки к роли ребенок начинает подмечать вещи, которые даже не все взрослые замечают.

В-третьих, занятия помогают узнать много всего нового: например, когда мы работали над спектаклем "Питер Пэн", изучили Англию того времени, готовясь к "Тимуру и его команде" — предвоенный Советский Союз.

Кроме того, сейчас мы готовим программу по актёрскому мастерству на иностранных языках, которая поможет детям в игровой форме освоить, например, английский или французский. Планируем начать работать в этом формате, когда у нас откроется новая площадка МОСТ-ДЕТИ на Новинском бульваре.

Можно ли освоить актёрское мастерство самостоятельно?

Существует немало различных пособий с упражнениями, которые человек может делать самостоятельно. Но детям намного важнее живой контакт, оценка, которую они получают от преподавателя и ребят во время занятий, мнения друзей и родителей после показа отчетных работ. При этом крайне важно дать каждому ребёнку возможность высказаться — ведь именно так они учатся формулировать свою точку зрения.

Как проходят занятия в актёрских студиях?

В нашей студии занятия состоят из двух частей: актёрское мастерство и хореография. Артисту важно владеть не только своим голосом, но и телом. Занятия по хореографии помогают освоить разные виды танцев, узнать различия между музыкальными направлениями, также они развивают пластику и чувство ритма.

Что касается актёрского мастерства, то здесь у каждого преподавателя своя методика. Конечно, мы делаем и классические упражнения, которые используют во всех театральных школах и кружках. Например, "Снежный ком": один человек говорит слово, второй повторяет то, что сказал первый и говорит что-то свое, и так все по очереди. Или учащиеся должны передавать друг другу без слов и жестов какое-то слово или звук.

Большинство упражнений мы используем в подготовке к спектаклю — у нас в студии все процессы взаимосвязаны: упражнения нужны для репетиции той или иной сцены, то, что дети делают на хореографии, непременно используется в отчетных спектаклях.

Весной каждая группа показывает свой отчетный спектакль — как итог работы. Часто после таких показов начинается профессиональный путь маленьких артистов: на данный момент у нас шестеро детей из детской актёрской студии играют в репертуарных спектаклях театра.

Какими должны быть детские спектакли?

Важно, чтобы дети, приходя в театр, видели живую, настоящую, чудесную историю, чтобы она вызывала отклик в их сердцах. История должна быть искренней — тогда дети будут сопереживать героям.

Например, когда мы создавали проект "Волшебный МОСТик" (спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста), то сначала думали, что это будут спектакли-читки в камерной атмосфере с музыкой, но без особых декораций и костюмов. Но в процессе подготовки читки переросли в спектакли в формате "домашнего театра". В конце каждого спектакля можно пообщаться и сфотографироваться с артистами — это очень ценно для детей.

Сейчас в таком формате у нас идут три спектакля: "Путешествие Нильса с дикими гусями", "Питер Пэн" и "Остров сокровищ". Эти произведения мы выбрали, потому что в них центральной фигурой является ребенок или несколько детей, которые попадают в необычные и порой сложные ситуации, но справляются с трудностями и делают много добрых дел. Детям интересно смотреть про детей, к тому же эти произведения — классика детской мировой литературы.

Театр — это огромный мир, в котором каждый может найти себя и ответы на важные вопросы, поэтому чем раньше ребенок с ним познакомится, тем лучше. И по большому счету не важно, как зритель — или как артист.

Читайте статью на сайте портала Семья.ру.


Возврат к списку